В последние годы, сотрудниками кафедры терапевтической стоматологии КазНМУ им. С.Д. Асфендиярова, активно внедряются инновационные образовательные технологии в учебный процесс.
Д.м.н., профессором Баяхметовой А.А и к.м.н. Сухочевой Т.М. проведена серия практических занятий у студентов 3 курса по инновационной педагогической технологии — TBL (tеам based learning). Дисциплина « Кариесология и некариозные поражения твердых тканей зуба».
Данный метод был разработан в 1970 г. Ларри К. Михельсеном, профессором менеджмента Оклахомского университета, стремившимся на своих лекциях заменить пассивное преподавание на активное путем тестирования и разделения студентов по командам.
Основные этапы занятия с применением КМО:
- Чтение заданного материала (до занятия) – самостоятельное изучение (интернет-сайты, библиотека)
- Формирование команд с равным количеством представителей стилей по модели Колба, выявленных путем тестирования (Рационалист – converger, Эмпирик – diverger, Теоретик – assimilator, Практик – accommodator
- Индивидуальное тестирование –тестовые задания – 20 минут, составленных по MCQ – для оценки исходного уровня знаний
- Групповое тестирование –тестовые задания – 20 минут, составленных по MCQ, которые используются для индивидуального тестирования, при этом студенты работают с литературой, предоставленной преподавателем — 30 мин
- Групповая апелляция с обоснованием (команда обсуждает тестовые задания, при возникновении спорных вопросов – представляют обоснование, выступает представитель от каждой команды)
- Обратная связь от преподавателя (разъяснение трудных вопросов)
- Задание на применение (работа в малых группах по решению ситуационной задачи)
- Презентация отчетов (в виде презентации PowerPoint)
- Оценивание (само-оценка, групповая оценка, определение вклада членов группы)
- Заключение
Таким образом, TBL, или командно-ориентированное обучение, является хорошей альтернативой проведения занятий; не требуя дополнительного оборудования и персонала, развивает коммуникативные навыки, способствует лучшему освоению учебного материала, чем работа в одиночку, и благоприятствует развитию и совершенствованию как поведенческих, так и профессиональных навыков.